Стиль арт-нуво в архитектуре, живописи и интерьере. описание и особенности стиля арт-нуво

Особенности стиля

  • Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
  • Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
  • Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
  • Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
  • Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.

Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Luciano Mortula — LGM Shutterstock.com

Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.

Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.

Оформление квартиры/дома

Комнаты в стиле арт нуво плавно перетекают друг в друга. От дверных проемов рекомендуют отказаться в пользу открытых арок. Исключением станут только те помещения, где необходимо сохранить некую интимность (ванная, спальня). Размах арт нуво сложно втиснуть в рамки маленьких квартир, поэтому направление рекомендуют использовать для оформления просторных загородных домов. Высокие потолки, изящные лестницы, панорамные окна, большие комнаты — вот благодатная почва для расцвета стиля во всей его красе. В загородных домах вместо тесных прихожих обустраивают просторные холлы. Квартирные совмещенные санузлы заменяют на роскошные апартаменты, где хватает места для классической ванной на витых ножках, изящных люстр, массивных зеркал и ажурных перегородок. Если имеется такая возможность, то под куполообразной крышей дома организуют оранжерею, которая станет местом для уединения и отдыха.

Гостиная

Гостиная в стиле арт нуво поражает размахом. За массивным диваном, обитым бархатом глубокого бирюзового или кофейного цвета, размещают фреску на всю стену. Ее верх увенчан витражной или резной деревянной вставкой. Возле дивана располагают кофейный столик необычной, обтекаемой формы. Его столешница выполнена из сочетания матового и обычного прозрачного стекла. На диване скромно ютится пара подушек.

Широкие панорамные окна закрывают плотными шторами в пол стального цвета, которые гармонируют с невесомым белым тюлем. На оштукатуренном потолке ярким пятном выделяется вставка из витражной мозаики в обрамлении из дерева. Центр декоративного элемента занимает массивная люстра. Пол декорируют паркетной доской мягкого орехового цвета. Вместо галтели по всему периметру комнаты проходит стилизованная лоза винограда из дерева или металла.

Кухня

Кухня в стиле арт нуво оформляется в легких оттенках коричневого, которые удачно сочетаются с молочной белизной фасадов гарнитура. Их поверхности дополнительно украшены изящной резьбой. Кухонный фартук декорируют керамической плиткой с растительным орнаментом. В современных интерьерах допускается использование однотонного материала, окрашенного во «вкусный» акцентный цвет: винный, оливковый, горчичный, мандариновый.

В глянцевом блеске пола с мраморными разводами отражается многоступенчатая люстра сложной конфигурации. Потолок декорирован лепниной. В кухнях, объединенных со столовыми, зоны для приема пищи оформляют мебельным комплектом из обеденного стола круглой или овальной формы и группы стульев, резные спинки которых напоминают ажурные крылья бабочек. Стены оклеивают виниловыми обоями с серо-бронзовым рисунком, похожим на хитрое переплетение стеблей и бутонов диких роз.

Спальня

Массивную деревянную кровать украшают балдахином, который словно виноградная лоза или хмель переплетается с высокими столбиками. Роскошное ложе застилают парчовым покрывалом. Спинки кровати украшает резьба. По обе стороны от постели ставят небольшие, простенькие тумбочки из дерева на тонких ножках. Над изголовьем вешают триптих с живописными пейзажами или расписной барельеф, который изображает павлина с «распущенным» хвостом.

В отдельной зоне располагают массивное трюмо с большим зеркалом. Потолок декорируют вставками из матового стекла, волнистые края которых подчеркнуты точечными светильниками. Пол застилают мягким ковром. Стены оклеивают обоями с легким, ненавязчивым рисунком, который помогает расслабиться перед сном. Окна закрывают гардинами мягких оттенков: розовый, сиреневый, горчичный, оливковый. С потолка свисает люстра, «упакованная» в матовый плафон.

Извилистые линии оплетают интерьер в стиле ар-нуво

Для комнаты, выполненной в дизайне ар-нуво, характерны плавные извилистые линии. Это дань природе как истоку творческих идей. В рамках данной концепции все натуральное выходит на передний план. Для данного стиля противопоказаны правильные формы на противовес классике. 

Даже оконные проемы не должны оставаться прямоугольными. Эталоном могут служить окна «дома костей» в Барселоне (проект Гауди). Если же нет возможности изменить стандартную форму проемов, то стоит хотя бы декорировать их внутреннюю часть с помощью лепнины или гипсокартона, таким образом сгладив углы. Поиграть с формой можно также, развесив шторы с кривым подолом.

В интерьере в стиле ар-нуво нет места острым элементам. Углы комнат, мебели и декора тщательно сглаживаются. Должно создаваться впечатление, что оформление создано нерукотворно.

Меблировка

Предметы обстановки существенно отличались в зависимости от стран, в которых их производили. Важным производственным центром этого периода стала Бельгия. Стиль модерна ярко раскрылся в работах Виктора Орта, Анри Ван де Вельде, Гюстава Серрурье-Бови. Для их мебельного дизайна в меньшей степени характерны природные формы и в большей — изогнутые абстрактные линии. Мебель бельгийской компании «Ван Висселинг & Ко» представляла несколько иное направление. Работавшие для фирмы дизайнеры, применяли образцы и материалы восточных стран, в частности породы экзотических индонезийских деревьев и удачно сочетали их с конструктивными деталями.

В дизайне немецкой мебели югендштиля существовало два направления: рационалистическое и экспрессивное. Рационалистический стиль отличается использованием недорогих доступных материалов, простотой форм, практичностью и стремлением создавать образцы для промышленного изготовления. Для изделий экспрессивного направления эталоном служил растительный и животный мир.

Ведущие дизайнеры Вены рассматривали изготовление мебели как архитектурное искусство, что выражается в точных геометрических формах. В Америке среди мебельного производства все еще господствовали старые традиции, и Буффало Ролфс был одним из немногих дизайнеров, кому удалось придать изделиям природные мотивы и волнообразные линии арт-нуво. В странах Скандинавии и Центральной Европы формировались собственные традиции, связанные с народным творчеством и национальными орнаментами.

Большинство дизайнеров Парижа стремились к возрождению пышного декора стиля рококо или барокко. Важнейшим центром мебельного производства традиционно оставался французский город Нанси, в котором две компании, Луи Мажореля и Эмиля Галле, производили исключительные образцы мебели в духе традиционных форм и природных мотивов.

Не носите птиц на шляпах

Девушка в шляпе, украшенной птицей. Конец XIX — начало XX века

В XIX веке зарождается экологический подход к моде: возникают протесты против употребления меха и жестокого обращения с домашними животными. При Александре II создается Российское общество покровительства животным (1865). Особые возражения вызывает мода носить чучела маленьких птиц на шляпах и украшать дамские шляпы крыльями, эгретами  Эгрет, эгретка (фр. Aigrette — султан) — украшение шляп и бальных причесок в виде торчащего вверх пера или пучка перьев. У основания эгрета крепилась брошь. и головками птиц  Gusarova K. «Retaining their bestial character»: Fashion, fear of degeneration and animal protection in late imperial Russia. Clothing Cultures, Volume 3, Number 3, 1 December 2016.. Известная благотворительни­ца Софья Карзинкина от имени только что обра­зованного «Женского комитета против жестоких мод» публикует в 1899 году специальную листовку «К женщинам», призывая отказаться от покупки шляп с подобными «украшениями». Приведенная ею статистика впечатляет: в Анг­лию ввозят ежегодно 30 миллионов птиц, остальная Европа потребляет 150 миллионов. «Один лондонский купец получил только в одном транспорте 32 тысячи колибри, 80 тысяч водяных птиц и 80 тысяч пар крыльев». Карзин­кина перечисляет варварские способы ловли птиц и факты полного уничтоже­ния отдельных видов. Члены «Женского комитета против жестоких мод» обязу­ются не носить на шляпках «ни чучел птиц, ни частей их», единственное исключение делается для перьев, которые птицы теряют при линьке, — напри­мер, страусовые или павлиньи.

Более поздние руководства по стилю продолжают критиковать эту моду (в качестве альтернативы предлагаются цветы, отделка и украшения из шелка и бархата):

Салливан

Луис X

Салливан (1856-1924) занимает важное место в истории дизайна. Он был первым американским архитекто­ром-модернистом, а также первым ра­ботодателем и наставником Фрэнка Ллойда Райта

Однако Салливан не воз­ражал против использования орнамен­та. Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты. Салливана так­же можно назвать представителем Ар Нуво. Он некоторое время учился в Массачусетсом технологическом институ­те, а затем какое-то время работал в фи­ладельфийском бюро Фрэнка Фернесса. В 1874 г. он отправился в Париж изучать архитектуру в Школе изящных искусств, но разочаровался и в 1875 г. уе­хал в Чикаго.

Салливан начал сотрудничать со сво­им старшим коллегой Данкмаром Адле­ром, архитектором, полу­чившим образование в Германии. По­строенное ими в Чикаго здание Аудиториум — это целый комплекс, в центре которого располага­ется великолепный оперный театр, ок­руженный многоэтажным зданием с гос­тиницей и офисами. Железный каркас позволяет возвести здание высотой в де­сять этажей, но внешние стены сложены из камня и напоминают склад и универ­сальный магазин Маршалла Филда (ар­хитектор Г.Х. Ричардсон). Великолепные арки в зрительном зале усы­паны электрическими лампочками и ук­рашены позолоченным рельефным ор­наментом в стиле Салливана. Зри­тельный зал имел превосходную акусти­ку, сцена была прекрасно видна. Можно было опустить потолок при помощи оригинальных приспособлений и сокра­тить количество мест для зрителей. Глав­ный ресторан гостиницы, расположен­ный на верхнем этаже, — это величест­венное сводчатое помещение с окнами, выходящими на озеро Мичиган, стек­лянной крышей и изящными орнамента­ми по эскизам Салливана.

В дальнейшем Адлер выполнял роль помощника и реализовывал идеи, в то время как Салливан занимался дизай­ном. В здании Шиллер-билдинг в Чика­го размещались офисы, а также театр с богато декорированными интерьерами — почти уменьшенная ко­пия Аудиториума. Уайнрайт-билдинг в Сент-Луисе, Гаранти-билдинг в Буффало, штат Нью-Йорк, и Байярд-билдинг в Нью-Йорке — вехи на пути Салли­вана к овладению техникой высотного строительства. Для всех зданий харак­терны простые, вертикальные формы, богатая, но совершенно уместная деко­ративная отделка и великолепный орнамент, украшающий интерьеры помеще­ний, предназначенных для публики.

В числе других проектов Салливана: частные дома, такие как Чарнли-хаус (1892) в Чикаго (дизайном которого за­нимался преимущественно Фрэнк Ллойд Райт) с его потрясающими интерьерами, ныне тщательно восстановленными; па­вильон транспорта для Всемирной Ко­лумбовой выставки в Чикаго (1893); и универмаг «Шлезингер и Майер» (сейчас «Карсон, Пири, Скотт») в Чикаго. Здание магазина во многих смыс­лах было наиболее прогрессивным из всех проектов Салливана.

Помещения снабжены огромными окнами, разделенными узкими про­стенками. Каждое окно обрамляет поя­сок орнамента, такой узкий, что он практически незаметен. Выступающий карниз убрали, нарушив разработан­ную Салливаном концепцию здания.

После 1900 г., когда вкусы американцев изменились, карьера Салливана стала клониться к закату. Созданный им для Все­мирной Колумбовой выставки в Чикаго 1893 г. павильон транспорта с фантасти­ческими сводчатыми порталами уни­кален. Он контрастировал с другими зда­ниями, представленными на выставке, ко­торые были спроектированы в псевдо­классическом стиле, завоевывающем все большую популярностью среди архитек­торов восточного побережья, многие из которых получили образование в Школе изящных искусств в Париже. Как публика, так и многие критики восторгались клас­сическими павильонами с белыми колон­нами на берегу пруда и ощущали в здании Салливана некий диссоншс. Постепенно у Салливана становилось все меньше кли­ентов и работы.

Построенная Салливаном методист­ская церковь Св. Павла в Сидар-Рапидс, штат Айова — это простой прямоугольный блок. Огромная коло­кольня возвышается в центральной части здания. Внутри церкви ряды сидений для прихожан располагаются полукрутом, до­полнительные места предусмотрены на хорах. К сожалению, Салливан рассорил­ся со своими клиентами, которые, стре­мясь сэкономить деньги, заменили витра­жи на простое стекло. И все же это выдаю­щееся сооружение.

Становление и черты стиля модерн (Ар нуво)

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.

Проникновение японского «природного» стиля в европейский модерн

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —

воды и цветов,

скал и птиц,

Это теперь Фудзияма, хризантема, карп и журавль для европейца — общее художественное место. Японское. Но было время, когда роза Европы впервые уступила место хризантеме, — на груди художника (помечтаем: в петлице фрака!). Волны, струи дождя, листва и стебли бамбука, цвет сакуры, изгибы водорослей и стаи рыбок — всё это тоже вошло в систему орнаментов модерна.

Натурализм всегда в моде

Новые технологии и разнообразие материалов позволяют архитекторам и дизайнерам создавать уникальные вещи. Пользуются спросом загородные дома из натурального дерева, которые своим внешним видом и интерьером изнутри воссоединяют с природой и дарят ощущение гармонии и покоя. Натурализм, пропагандируемый арт-нуво, никогда не выйдет из моды.

Актуальными в оформлении помещений остались арки, кованые и литые лестницы со множеством листиков и завитков, а также замысловатые и неординарные потолки. Большим спросом пользуются элементы декора ручной работы – лампы, подсвечники, вазы. Неотъемлемой частью интерьера стали живые цветы, начиная от маленьких фиалок и заканчивая экзотическими пальмами и прочими растениями.

Пробрался этот стиль и в наши ванные комнаты. Округлые раковины, причудливые формы ванн и душевых кабинок не только привлекают оригинальностью, но и значительно экономят пространство в этой комнате.

«Новый стиль» — исторически ценное и самобытное явление. Благодаря ему представители творческих профессий получили возможность самовыражаться, быть индивидуальными и не похожими на других.

Стиль модерн и русское возрождение за пределами Санкт-Петербурга и Москвы

Церковь Святого Духа в Талашкино работы Сергея Малютина , 1903-05.

Колонии искусства

Модерн в России продвигали не только архитекторы-одиночки, но и арт-колонии, работавшие в стиле русского возрождения . Две самые известные колонии находились в Абрамцево , финансировались Саввой Мамонтовым , и Талашкино , финансировались княжной Марией Тенишевой . В основном они касались интерьера и керамики, но оставили памятники архитектуры:

  • Церковь Святого Духа в Талашкино работы Сергея Малютина с мозаиками Николая Рериха (1903–1905),
  • Дом «Теремок» в Талашкино Сергея Малютина (1901–1902), который впоследствии разработал проект Дома Перцовой в Москве (см. Выше).

Некоторые исследователи включают церковь Святого Мандилиона в Абрамцево в список построек в стиле модерн, но она была построена в 1881–1891 годах, до зарождения движения модерн.

Другие православные церкви

Большинство церквей в стиле модерн в России также считаются русским возрождением . Наряду с уже описанными примерами, некоторые известные примеры включают:

  • Церковь Святой Троицы в Балаково , Саратовской области по Шехтель (1908-09),
  • Церковь Святой Троицы в Бехово Тульской области работы известного художника Василия Поленова , архитектора церкви в собственном имении (1904–1906),
  • Серафимо-Знаменский скит в Битягово Московской области Леонида Стеженского (1912),
  • Воскресенский собор в Твери работы Николая Омелюстого (1912–1913),
  • Церковь Святого Мандилиона в Клязьме, Пушкино , Московская область, работы Сергея Вашкова и Василия Мотилёва (1913–1916).

Деревянное искусство

Резьба по дереву также является отличительной чертой стиля русского возрождения и стала характерной чертой деревянных домов в стиле русского модерна. Дома с резьбой по дереву можно встретить не только в Средней России, но и в Сибири , в Томске и Тюмени .

Родоначальники модерна.

Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта, однако во многих европейских странах стиль имел своё название: собственно «Модерн» — в Великобритании, «Вельде» – в Бельгии, «Стиль Либерти» или «Флореале» в Италии, «Ар Нуво» во Франции, «Югендштиль» в Германии, «Сецессион»- в Австрии.

Как уже было замечено, интерьер в стиле модерн – основа основ, альфа и омега, определяющая не только экстерьер, но и конструкцию здания. Обычно оформление интерьера в стиле модерн происходило следующим образом. Стены помещений окрашивались в пастельные тона — сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. С ними тонко сочеталась мебель новых форм. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Использовались и иные, чем ранее, породы дерева, в частности очень распространенным был серый дымчатый клен. А декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн, который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов. Предметы освещения в стиле модерн со всей ответственностью можно назвать произведениями искусства – для этого стоит вспомнить удивительные лампы Tiffani, воплотившие в себе витражный принцип. Сами витражи и окна также колоссально изменились в стиле модерн, и здесь имя Альфонса Мухи, вписанное на веки в мировую культуру, само приходит на ум.

Иногда в интерьеры вводилась облицовка нижних частей стен в виде панелей, которая выполнялась из тех же пород, что и мебель. Обивочные ткани чаще всего выпускались блеклых смягченных тонов с крупными стилизованными цветами, соединяющимися с разводами криволинейного рисунка. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика.

Хотя модерн просуществовал всего 20 — 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки — все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

Модерн в наше время

В наше время любители модерна могут приобрести мебель и предмета декора в классическом понимании этого стиля лишь в антикварных магазинах. Несколько европейских фабрик, в том числе и итальянская фабрика MEDEA выполняют оригинальные предметы интерьера с соблюдением всех канонов и традиций, что вообще характерно для итальянского мебельного искусства.

Материалы для отделки

Для отделки комнат используют различные по фактуре материалы, которые создают органичную комбинацию. В качестве напольного покрытия применяют штучный паркет. В современном арт нуво допустимо использование ламината. Для отделки пола на кухне и в ванной применяют каменную или кафельную плитку, которая плавно перетекает в древесную облицовку соседних комнат. Поверхности часто украшают узорами и плавными разводами, которые напоминают оригинальную текстуру дерева или смешение сливок в чашке кофе. Стены оклеивают обоями или покрывают декоративной штукатуркой. В редких случаях их окрашивают или драпируют тканями, которые мягкими ниспадающими складками вносят дополнительную порцию «волнистости» в интерьер. Потолок штукатурят в классический белый цвет. Однако его фактура редко бывает лаконичной из-за дополнений в виде растительного орнамента из лепнины или витражных вставок. Именно в этом направлении (первом из классических) прижилась идеи использования потолков сложной конфигурации. Сейчас в современных стилях такое интерьерное решение не ново, а во времена расцвета арт нуво это было в диковинку. Каминные полки, декоративные ниши, акцентные элементы отделывают натуральным или искусственным камнем.

Стиль арт нуво в интерьере спальни: практические рекомендации

Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.

  • Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
  • Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.

  • Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями – все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
  • Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
  • Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
  • Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.

  • Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы – все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
  • Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.

  • Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
  • Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.

Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.

Витраж

Плавно перейдем от живописи к витражному искусству, потому что все эти линии, краски, орнаменты по существу являются прототипом витражного искусства ар-нуво. Не исключение, что витражное искусство стиля модерн опиралось на природные мотивы, растения, плавность линий и асимметрию. Большую популярность в витражном искусстве приобрели изображения сказочных и мифических персонажей – русалок, эльфов, фей. Техника изготовления витража достаточно сложная, поэтому такие композиции могли  позволить себе только достаточно состоятельные люди. Цветные стекла спаивались при помощи свинцовых прутьев, а на пике популярности стиля модерн, был изобретен новый метод спайки медной фольги и олова. Такую технику изобрел Луис Комфорт Тиффани, работавший как раз в стиле модерн. Этот способ крепления стекол позволил создавать объемные изделия и сложные формы. Его произведениями стали не только витражи храмов и частных домов, но и абажуры светильников, бижутерия и другие стекольные изделия ранее не изготавливавшиеся в технике витража, например вазы или тарелки. Он создавал цветное стекло, а не просто красил его эмалью, как это делали другие мастера. От этого его изделия были более долговечными и ценились еще выше.

Посмотрите, как представлена сама форма плафонов – как будто слеплена из настоящих листьев, как в природе, создающих не ровный край абажура.

Вот некоторые примеры витражей стиля ар-нуво в интерьере.  Витраж гармонично вписывается и украшает пространство, а так же является продолжением формы окна. Только представьте, как преображается пространство, когда сквозь цветные стеклышки витража проходят лучи солнца, наполняя комнату красивыми красками. Теперь понятно, почему появилось желание изготавливать светильники из витража, чтобы такую красоту наблюдать не только в дневное время, но и вечером.

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.


Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.


Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.


«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.


Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.


Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».


Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.


Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector