История создания фарфора

Виды

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Керамика и фарфор: что это?

Керамикой принято называть изделия из глины или подобных ей веществ, в которые вводятся минеральные добавки. Керамика поддается формированию и воздействию высокой температуры (обжиг). Для изготовления керамики используют:

  • Глину — она представляет собой полимерные горные породы, состоящие из кремния, соды, железа, полевого шпата и т. д.
  • Каолин — миоминеральную породу, состоящую из каолинита.
  • Отощающие материалы, которые снижают усадку при обжиге изделий (это кварцевый песок, глинозем и т. д.).
  • Плавни, которые понижают температуру спекания.

Керамические сосуды и горшки

Керамика также может покрываться глазурью, придающей изделиям более привлекательный вид. Существуют такие виды керамики:

  1. Тонкая: она имеет мелкозернистую структуру, а черепок такой керамики практически прозрачный из-за своей небольшой толщины. Примером такой керамики является фарфор и фаянс.
  2. Грубая: структура такой керамики крупнозернистая. Грубая керамика используется в гончарном деле.

Керамический предмет обладает списком неоспоримых преимуществ. Прежде всего керамика экологически безопасна, так как не имеет в своем составе каких-либо химических веществ. Кроме того, керамика устойчива к воздействию высокой температуры. Прочность также считается преимуществом таких изделий. Керамика применяется не только в производстве посуды. Свойства материала делают его идеальным сырьем для таких отраслей, как приборостроение и машиностроение, наука, медицина и т. д.

Как уже было сказано, фарфор является разновидностью керамики, характеризующийся непроницаемостью для воздуха и воды, и это несмотря на то, что он является тонким материалом. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом и равномерной структурой. Это и обеспечивает материал невероятной прочностью, хотя сам фарфор визуально кажется очень хрупким.

Фарфор существует в таких видах:

  1. Твердый: его получают путем двойного обжига под воздействием температуры 1350-1450 градусов. Этим и объясняется прочность данного вида фарфора. Исходя из сферы применения, твердый фарфор делят на хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп, то фарфор бывает европейским (основная часть состава приходится на глину) и восточный (на него воздействуют умеренной температурой, а сам материал содержит меньше каолина).
  2. Мягкий: такой фарфор получают, благодаря обжигу при температуре менее 1350 градусов. Визуально мягкий фарфор невозможно отличить от твердого, хотя он считается более хрупким материалом. Весь мягкий фарфор, в зависимости от особенностей технологии изготовления, делят на европейский, французский и английский.

Фарфоровый сервиз

Когда его изобрели?

В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.

Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.

В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.

Преимущества и недостатки фарфоровой посуды

Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:

  • Изящество, утонченность, красота, классические формы.
  • Первоклассное качество.
  • Экологичность и безопасность для здоровья.
  • Идеальная глазурованная поверхность.
  • Влагопоглащаемость ниже 0,2%. Для сравнения: у фаянса — 9~12%.
  • Способность сохранять тепло.
  • Сопротивляемость к агрессивным моющим средствам.
  • Стойкость к механическим воздействиям при обработке в посудомоечной машине.
  • Удобство штабелирования и складирования;
  • Неподверженность старению.

Фарфоровая посуда — все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.

Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.

Фарфоровый сервиз или предметы по отдельности

Выбрали форму и цвет, теперь время подумать над количеством. Как покупать фарфор – поштучно или сразу приобрести комплект на 6 или 12 персон? Нужно задать себе вопрос — соответствует ли такой набор  индивидуальным потребностям, не содержит ли предметов, которые не будут использоваться. Все ли предметы имеют подходящие размеры и т.д. Например ваза — идеальная емкость для семьи или настолько большая, что будет использоваться раз в год?

Красивый фарфор с позолотой

Лучше всего обратиться к продавцу, который предложит собрать комплект по вашим индивидуальным потребностям. Тогда вы сможете принять правильное решение о размере и количестве тарелок и салатниц.

Фарфор стоит довольно дорого, поэтому обращайте внимание на его внешний вид, эксклюзивность отделки и долговечность. Чтобы уменьшить разовые расходы, можно распределить покупку во времени и разделить ее на несколько частей

Это имеет смысл если вы уверены, что выбранная коллекция всегда есть в предложении производителя и не будет снята с производства в ближайшее время. Выясните у продавца и некоторые элементы купите через полгода, год или даже несколько лет.

Как выбирать фарфоровую посуду

Купить фарфоровую посуду хорошего качества, можно в посудном магазине, на выставке. Выбирая посуду из фарфора, стоит учитывать вкусовые качества и финансовые возможности, но все же фарфор должен быть качественным.

Какой фарфор качественный?

Качество фарфора зависит от содержания в нем белой глины (каолина), тонкости помола и других технологических особенностей.

Посуду лучше выбирать известных производителей у которой должны иметься отчетливо читаемые известные клейма находимые по каталогам, а вот китайская и другая «no name» посуда не имеющая клейм может быть опасна для здоровья.

Производители советуют воздерживаться от приобретения фарфоровой посуды с очень яркими и перламутровыми рисунками, так как такие рисунки могут содержать кадмий и свинец.

Цвет у качественного фарфора – белый, тепло-сливочный. Серо-голубые оттенки говорят о низком качестве изделия. Настоящий цвет фарфора можно увидеть на донышке тарелки или чашки.

При покупке нужно обратить внимание на места соприкосновения изделий с поверхностью стола. Эти места должны быть такого же однородно-белого цвета как и глазурованная поверхность, если, конечно, не использовалось никаких отбеливающих веществ или красителей для глазури

Фарфоровую посуду никогда не декорируют полностью, с целью проверки тонкости помола и чистоты фарфоровой массы. Присмотритесь – если в фарфоровой массе присутствовали примеси – вы увидите их на не прикрытых рисунком участках.

Выбирая изделия из фарфора, следует учитывать его гладкость, а также отсутствие дырочек, пузырьков, трещин, вкраплений, царапин и малейших сколов.

Качество можно также определить по геометрической правильности чашек и тарелок. Если их поставить на стол, то они должны стоять и не качаться как в обычном состоянии, так и в перевернутом, а крышки плотно прилегать к основному изделию.

Особенности материала

Керамической, с давних времен, называли посуду, которую изготавливали из глины. После обжига в специальной печи, керамика приобретала необходимую прочность. Сегодня для изготовления такой посуды используют различные материалы, но в качестве основы чаще всего используются глина.

Фарфор также относится к керамической посуде, но использование особых материалов и технологий при производстве позволяет выделить такую посуду в отдельную категорию.

Опознать фарфор можно по нескольким признакам:

  • на дне любой посуды есть ободок, не покрытый глазурью. Если он белого цвета, то перед вами фарфор;
  • если поднести фарфоровую чашку к свету, то она будет просвечиваться. Другие виды керамической посуды не отличаются прозрачностью;
  • у объемных изделий из фарфора на дне не должно быть глазури. Это связано с тем, что обжиг производится при очень высоких температурах, а глазурованное изделие просто прилипнет к подставке;
  • если легонько постучать по фарфоровой посуде, то раздастся чистый и ясный звук.

Особенно ценится фарфор за то, что с временем он не изменяет своей привлекательности. На другой керамической посуде могут образоваться трещинки, выдающие возраст изделия. Поверхность фарфора остается ровной и блестящей на долгие годы.

Как не купить китайский новодел по цене антиквариата

Цена старинных фарфоровых предметов исчисляется тысячами долларов. Продукция именитых брендов прошлого – не только гордость коллекционеров, но и выгодное вложение капитала, ведь со временем она только дорожает. Однако неопытным добытчикам «белого золота» легко стать жертвой китайских «умельцев», поднаторевших в изготовлении контрафакта. Как определить, антикварный ли предлагается фарфор или это ничего не стоящий новодел?

Опытные эксперты советуют начинать нелёгкий путь коллекционера не с первых статуэток или сервизов, а с научных изданий, где содержится информация по той или иной известной марке. Не стоит «набрасываться» сразу на всех флагманов фарфоровой индустрии – от Мейсена до Гжели или Дулёво. Лучше досконально изучить почерк одного производителя, чтобы даже на глаз отличать подлинник от подделки, а затем уже расширять круг своих интересов.

Обязательно следует познакомиться с историей предприятия, особенностями технологии в разные периоды его работы и оригинальными клеймами. В дальнейшем эти знания помогут выявить подделку.

Предупреждён, значит, вооружён

Покупка антиквариата через интернет – идеальный способ «нарваться» на мошенников. Не видя предмет «вживую», трудно определить его подлинность, даже по очень хорошим фотографиям. На проверенных сервисах вполне может случиться форс-мажор, ведь их владельцы не отвечают за действия продавцов. Единственное место, где обман покупателей исключён – аукционные дома, заинтересованные в своей безупречной репутации.
Низкая цена – первый сигнал, что под видом антиквариата продаётся китайский новодел. Настоящий старинный фарфор не может стоить дёшево.
Многие бренды прошлого, на сегодняшний день не существующие, но востребованные на антикварных рынках, пережили «второе рождение» в Китае. Это относится в частности, к легенде итальянской культуры – Capodimonte и не менее популярной немецкой марке Karl Ens.
Позолоченные предметы без потёртостей не могут быть старинными. Технология нанесения драгметаллов в XVIII – XIX веках отличается от современной и при активном пользовании отводки обязательно стираются.
Подделки проявляются в деталях, которым обычно уделяют мало внимания. Но, чтобы увидеть обман, необходимо хорошо знать особенности того или иного производителя. Неправильно подобранная цветовая гамма, искажённые пропорции, изменённая форма подставки, странно расположенное клеймо говорят о том, что перед покупателем не оригинал, а китайский новодел.
Некачественный глазурный слой с пятнами, «проплешинами», инородными вкраплениями и прочими дефектами не характерен для таких гигантов индустрии, как Севр, Мейсен, Лимож или Веджвуд

Зато современных китайских фальсификаторов подобные «мелочи» совсем не волнуют.
Приобретая товар через интернет-сервисы, важно внимательно читать описание. Новоделы нередко представляются как «старинный фарфор из Германии (Франции), без указания конкретного производителя

Цена при этом вполне соответствует оригинальным брендам.
Контрафактный товар часто выдаёт деколь, заменяющая ручную роспись. Хотя многие производители прошлого тоже применяли штампованный рисунок, сначала шелкографию, а затем и переводные изображения. Но вид современной деколи отличается от аналогов прошлого – она более чёткая, красочная и гладкая, без отдельных точек, которые характерны для забытой сегодня офсетной печати. Увидеть, что кроется за тем или иным изображением: живописные мазки или механическая штамповка, поможет лупа.
Почти весь антиквариат XVIII – XIX века прошёл реставрацию. Чтобы проверить, так ли это, достаточно на несколько секунд поднести зажигалку к одной из частей изделия. При наличии повреждений будут слышны потрескивания – это нагревается лак на отреставрированных местах. О проводившихся восстановительных работах могут свидетельствовать и слишком тонкие пальцы или другие мелкие детали.

Отличие фарфоровой и глиняной посуды

Когда речь идёт о том, из какой глины делают фарфор, нужно понимать, что только высококачественный каолин используют для фарфоровых изделий. Тот, который не дотягивает по характеристикам, идёт на фаянс и в гончарное производство.  Если разобраться, то фарфоровое производство является лишь одним из направлений керамической отрасли. Дело в том, что фарфоровые изделия более непроницаемы для воды и воздуха, то есть, эти материалы менее пористые. Это делает их невероятно прочными, идеально белыми и с равномерной структурой. Несмотря на кажущуюся хрупкость, они прочнее аналогов из других сортов сырья даже при самом тонком слое.

Неопытному человеку сложно найти отличия между фарфором и обычной глиной при оценке материалов, из которых выполнено изделие. Специалисты знают, что в первом часть глины меньше, и примеси добавляют ему стекловидности, то есть той самой полупрозрачности. Есть ряд признаков, по которым мастера различают эти 2 типа:

  1. Ободок. Если перевернуть изделие и внимательно осмотреть ободок, то можно увидеть, что у обычной глиняной посуды он не глазурован, не блестит. Это связано с тем, что глазурь склеивается с основой при экстремально высоких температурах плавления, предусмотренных технологией. У фаянса и обычной керамики эта часть будет не снежно-белой, а сероватой, поскольку в глине содержатся красящие окислы.
  2. Просвечивание. Если посмотреть на фаянс в тонком месте напротив яркого света, он будет просвечивать в отличие от глиняной посуды. Это справедливо для толщины до 1,5 мм.
  3. Звучание. С первого раза применить такой метод отличия не получится, нужен опыт. Глиняная посуда или статуэтки при постукивании издают глухой звук.
  4. Трещинки на глазури. Фаянсовые вещи быстро покрываются сеточкой на глазури. Это не считается недостатком, наоборот, служит признаком того, что в руках оказался антикварный экземпляр.
  5. Вес. Глиняные изделия легче, так как они более пористые. Если вещь при взвешивании не окажется тяжелее, чем кажется визуально, значит, она из глины.

Как правило, цена тоже существенно отличается. Фарфор стоит намного дороже, чем глиняные изделия, особенно, если речь идёт о давних экземплярах.

На вопрос, что лучше — обычная глина или фарфор — нет однозначного ответа. Если изделие используется ежедневно на кухне, то пусть лучше оно будет керамическим. Тогда урон при бое будет минимальным. Но если есть желание собрать коллекцию или сделать шикарный подарок, то на первое место выходит фарфор.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Мировые бренды

В мире фарфора репутация и торговая марка решают практически все. Ведь именно они гарантируют соответствие нормам экологической и гигиенической безопасности. Купив брендовую продукцию, человек уверен, что не отравится, потребляя пищу с ярко расписанной тарелки. Как и века назад, сегодня это немецкий (особенно мейсенские статуэтки), российский, китайский, французский и английский фарфор.

Такая столовая и чайная посуда предлагается известными торговыми марками в области производства фарфоровых изделий:

  • Augarten – венская мануфактура, три века изготовляющая товар премиум-класса строго лимитированными тиражами. Стопроцентный хэнд-мэйд, выпускаемый по конкретному поводу. Это фамильные сервизы по спецзаказу с монограммами или гербами, коллекционные кофейные чашки или набор «тарелки года» из 365 штук.
  • «Императорский фарфор» – первый российский фарфоровый завод; сохранил производство в полном объеме. Предприятие-легенда, поставщик царского двора, выпускавший сервизы, включающие до тысячи предметов.
  • Meissen – старейший европейский бренд. За почти трехсотлетнюю историю не выпущено двух одинаковых изделий. Вся посуда и уникальные статуэтки расписываются вручную, без них не обходится ни один солидный аукцион.
  • Noritake – японская роскошь классических очертаний. Полупрозрачна на свету, декорирована золотом и платиной. Особо ценится экологически чистый костяной фарфор с оливковым отливом, рецепт которого – коммерческая тайна фирмы. Сервизы изготавливаются лимитированными сериями, после чего заготовки разбивают, сразу же превращая посуду в эксклюзив. Восточная утонченность дополняется практичностью: фарфор можно мыть в посудомоечной машине.
  • Royal Albert – производит костяной белоснежный английский фарфор более ста лет. Он не только красив, но и прочен. Поставщик королевского двора Великобритании.
  • Villeroy&Boch – выпускает костяную посуду с декором классических форм в бело-голубой гамме. Приверженцев асимметрии восхитят этнические коллекции. Вся посуда жароустойчива, не реагирует на микроволновку или посудомоечную машину.

Маркировка в виде товарного знака располагается на дне изделия с внешней стороны.

Если вопросы престижа не волнуют, а заботит лишь качество, стоит знать, что продукция разных сортов снабжается клеймом соответствующего цвета: первый сорт – красным, второй – синим, третий – зеленым.

Несколько интересных фактов о фарфоре

  • Многие столетия фарфоровая посуда придает любому столу праздничность и изысканность. Именно фарфоровые сервизы раньше считались признаком достатка и респектабельности. Сейчас же фарфор могут позволить себе многие, но шарм и утонченность фарфоровая посуда не потеряла. Пройдя многовековую историю, фарфор окружен интересными легендами и историями, которые мы для Вас собрали.
  • «Фарфор» в переводе с языка фарси переводится, как императорский. Позволить себе такую роскошь могли только королевские персоны.
  • Долгое время фарфор был на вес золота. Даже битые элементы тщательно хранились и передавались по наследству. А все потому что секрет изготовления фарфора был известен только на родине его изобретения – в Китае.
  • Первым в Европе, кто смог воссоздать рецепт фарфора, был ученый-химик И. Бетгер. И пришла ему эта идея в цирюльне. Тогда его осенило, что используемая для париков пудра – это чистый каолин, из которого в скором времени ученый сотворил фарфоровую чашечку, и преподнёс свое открытие королю.
  • В России же секрет производства был самостоятельно раскрыт Дмитрием Виноградовым, благодаря которому отечественное изготовление вышло на массовый уровень.
  • В 2014 году на аукционе была продана фарфоровая пиала императора Китая — Чжу Цзяньшэню. Это самая дорогая продажа посуды в истории – маленькая пиалочка с изображениями петушков ушла с молотка за 36 млн долларов.
  • Одним из модных веяний 18 века были украшения из осколков фарфора. Фарфоровые кулоны с окантовкой из чистого золота и изящной росписью красовались на шейках модниц того времени.
  • Фарфор используется как материал для зубных протезов. Интересно, что содержащийся в небольшом количестве уран, придает зубам белый цвет. Без этой добавки оттенок был бы зеленоватым.
  • Фарфоровую свадьбу празднуют на двадцатую годовщину совместной жизни в браке. Традиционно для этого праздника гостям выставляется фарфоровый сервиз, как символ счастливого и долгого супружества.
  • Насладиться великолепием фарфоровой посуды Вы можете, купив фарфоровый набор в нашем интернет-гипермаркете РАВТА. Мы предлагаем изделия из твердого и костяного фарфора по доступной цене с доставкой по всей России.

https://www.vazaro.ru/events/articles/786/

https://ravta.ru/articles/tovary-dlya-doma-i-dachi/interesnye-fakty-iz-istorii-farfora/

Как делают фаянсовую посуду

Для создания фаянса обязательно используют два компонента: кварц и огнеупорную Процесс изготовления керамического изделия начинается с обработки последней. Так, проводят несколько раз обжигание глиняной массы при температуре 1050 ºС, во время этого она должна поменять цвет. Затем при температуре 950 ºС наносится цветная или прозрачная глазурь. На завершающей стадии делается повторный обжиг. В результате такого воздействия фаянсовая масса остается пористой и пригодной для украшения рисунками. Если фаянс обжигать при низких температурах, он будет лучше сохранять интенсивные подглазурные краски.

Таким образом, материал проходит много этапов обработки, пока получится готовый фаянс. Фото процесса изготовления тарелки иллюстрирует тонкость этого процесса.

Как отличить фарфор от подделки?

При покупке посуды, а также изделий из настоящего фарфора учитывают следующее, дабы не попасться на обман:

  1. В первую очередь посмотрите на цену. Фарфор — это дорогой материал. Как бы вас ни уверяли продавцы в его подлинности, следует попросить документацию на продукцию.
  2. Фарфоровые изделия безумно лёгкие, они должны просвечивать при направлении лучей солнца. Другая керамика не имеет таких свойств.
  3. Этот материал обладает гигиеническими свойствами, устойчив к механическим повреждениям, не растрескивается.
  4. При лёгком ударе палочной по чашке должен идти чистый, звонкий звук. Если его нет или же он глухой, то это имитация.
  5. Если посуда имеет голубой, красный, жёлтый или любой другой цвет, то это фаянс или другой вид керамики. Производится для того, чтобы улучшить физические свойства материала, например: влагопроницаемость, пористость и др.

Каким бывает фарфор?

По технике изготовления фарфор бывает мягким и твердым.

Твердый фарфор на 47-66% состоит из каолина и по 25% в составе полевого шпата и кварца. Его обжигают при температуре от 1400 до 1460°C. В итоге в нем меньше жидкой фазы, и при обжиге он меньше деформируется.

Самый прочный вид твердого фарфора — костяной. В его состав добавляют до 50% костяной муки, поэтому у него более тонкие и просвечивающие стенки, хотя разбить его сложнее, чем обычный.

В составе мягкого фарфора каолина не больше 25-40%, кварца 45%, а полевого шпата — 30%. Его обжигают при температуре 1300-1350°С. Мягкий фарфор не такой прочный, как твердый, зато более пластичный, поэтому его чаще используют для декоративных предметов: ваз, статуэток, шкатулок.

Фарфор, который делали в Древнем Китае, был как раз мягким, а европейский — твердым. Расписывают фарфор тоже двумя способами.

Подглазурная роспись — это когда сначала наносят краски, а потом покрывают прозрачной глазурью. Так они держатся дольше и выдерживают многократное мытье.

При надглазурной росписи краски наносят на глазурь. Так они получаются более яркими, но быстрее смываются. Этот способ подходит для декоративных изделий.

В массовом производстве рисунок наносят деколью. Сначала печатают его керамическими красками на гуммированной бумаге, покрытой лаком, а потом наклеивают на посуду и обжигают. Пленка при этом сгорает, а рисунок вплавляется в поверхность. Премиальный фарфор выпускают ограниченными сериями и расписывают вручную.

Если фарфор расписан золотом, серебром или платиной, мыть его нужно особенно аккуратно: вручную, теплой водой, без порошков и жестких губок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector