Красивые узоры и орнаменты на посуде

Декоративно – прикладное искусство

Декоративно – прикладное искусство активно развивалось в городах. Из стеклянных изделий это были сосуды и лампады, а также витражи. Шикарные витражи во всю стену скоро придут вместе с Готикой, а пока это простоватые цветные или прозрачные изделия, геометрический орнамент создавался грубыми свинцовыми перемычками.

В романский период появились вышивальщицы и художницы-миниатюристки. Спрос на их продукцию был довольно велик.

Фрагмент далматики Федриго I (он же Вильгельм II у себя на родине), 1160е года

 Именно в это время уже появились мастера витражей из Шартра, которые засияют своим талантов в Готику, а в аббатстве Конк (Руэрг) уже вовсю работали эмальеры из Лотарингии. Путешественники тем временем привозили новые художественные формы, иное мироощущение и это воплощалось в новых изделиях, таким образом, стиль развивался и обогощался.

Фрагмент плаща Рожера II, ок. 1130 года

В романский период очень популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись красивые ларцы и шкатулки, а также оклады рукописных книг. Активно развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Верхушка епископского посоха, слоновая кость, ок. 13 в.

Романский орнамент воплощался также в изделиях из железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли. Из бронзы отливали и затем чеканили двери с богатыми рельефами.

В романскую эпоху пользовался особо широким спросом и потому развивался только один вид керамики — плитки для мощения пола, изготовленные из простой глины. С того времени сохранились остатки пола в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар, а также плитки из монастырской церкви Сен-Дени. Они не декорированы, но различны по форме, а составленный из них орнамент напоминает простую мозаику. Позже повсеместно применялась техника инкрустации.

Остатки пола в монастыре Сен-Бенуа-сюр-Луар и могила Филиппа I

Плитки делали из простой глины, которая приобретала кирпично-красный цвет благодаря примеси окиси железа. Контуры орнамента неглубоко вдавлены и заполнены глиной другого состава, содержащей окись свинца и имеющей желтый цвет. Эти два цвета и были наиболее распространенными: или желтый рисунок на красном фоне или наоборот: красный рисунок на желтом фоне. Однако, применялись и другие сорта глины, например, белые, розоватые или темно-коричневые, почти черные. Цвет зависел и от температуры обжига. Плитка после покрывалась поливой и становилась гладкой.

Самые древние плитки меньше размером, имеют обычно квадратную форму, гораздо реже — прямоугольную или шестиугольную. Технические трудности при получении цветовой палитры заставили мастеров искать иные пути для воплощения творческого замысла: например, для изготовления мотива с медальоном в середине брали четыре плитки, связанных общим сложным рисунком. В результате создавался орнамент, подобный ковру, расстеленному на полу.

Мозаика в Санта-Мария-Маджоре

Прекраснейший образец такого пола — церковь Сен-Пьер-сюр-Див (в департамент Кальвадос, Италия), его орнамент представляет собой огромную розетку в три метра, состоящую из рядов плиток. На плитках, попеременно то желтым на черном, то черным на желтом — зооморфные мотивы, пальметты, лилии, геометрический орнамент

Сен-Пьер-сюр-Див. Фрагмент плиток

Пример плотной схемы спицами — Узор Волны

Число петель кратно 12 + 2 кром. Каждый ряд начинать и заканчивать кромочными.

  • 1-й р.: * 1 изн., 1 лиц., 1 двойная протяжка (= 2 г. снять, как при лицевом вязании, следующую петлю провязать лицевой и протянуть через снятые петли), 1 лиц., 3 изн., 3 лиц. перекрестить направо (1 п. оставить на вспом. спице за работой, 2 лиц., затем провязать лицевой петлю со вспом. спицы), повторять от*.
  • 2-й и все четные р.: все петли вязать по рисунку, накиды провязывать изнаночными.
  • 3-й р.: * 1 изн., 1 двойная протяжка, 2 изн., 3 лиц. перекрестить направо, 1 изн., повторять от *.
  • 5-й р.: * 3 изн., 3 лиц. перекрестить направо, 1 накид, 1 лиц., 1 накид, 1 изн., повторять от *.
  • 7-й р.: * 2 изн., 3 лиц. перекрестить направо, 1 изн., 1 накид, 3 лиц., 1 накид, 1 изн., повторять от *.
  • 9-й р.: * 1 изн., 3 лиц. перекрестить направо, 2 изн., 1 накид, 5 лиц., 1 накид, 1 изн., повторять от *.
  • 11-й р.: * 3 лиц. перекрестить направо, 3 изн., 7 лиц., 1 изн., повторять от *.
  • 13-й р.: * 2 лиц., 4 изн., 1 протяжка, 3 лиц., 2 п. провязать вместе лицевой, 1 изн., повторять от *.
  • 15-й р.: * 3 лиц./изн. перекрестить налево (2 п. оставить на вспом. спице перед работой, 1 изн., затем провязать лицевыми петли со вспом. спицы), 3 изн., 1 лиц., 1 двойная протяжка, 1 лиц., 1 изн., повторять от *.
  • 17-й р.: * 1 изн., 3 лиц./изн. перекрестить налево, 2 изн., 1 двойная протяжка, 1 изн., повторять от *.
  • 19-й р.: * 1 изн., 1 накид, 1 лиц., 1 накид, 3 лиц. перекрестить налево, 3 изн., повторять от*.
  • 21-й р.: * 1 изн., 1 накид, Злиц., 1 накид, 1 изн., 3 лиц. перекрестить налево, 2 изн., повторять от *.
  • 23-й р.: * 1 изн., 1 накид, 5 лиц., 1 накид, 2 изн., 3 лиц. перекрестить налево, 1 изн., повторять от*.
  • 25-й р.: * 1 изн,, Улиц., 3 изн., Злиц. перекрестить налево, повторять от *. 27-й р.: * 1 изн., 1 протяжка, 3 лиц., 2 п. провязать вместе лицевой, 4 изн., 2 лиц., повторять от *.
  • Повторять с 1-го по 28-й р.

Всевозможные вязаные косы подойдут для украшения полочек жакета или свитера. В таком случае задняя часть обычно выполняется классической плотной вязкой, а лицевая сторона – косами.

В категории «многоцветные» можно найти интересные решения из цветных ниток. Выбор вариантов определяется характером и предназначением вещи – для одной уместно подобрать рисунок из двух цветов, а для другой подойдет и сложный многоцветный орнамент с фигурами животных или растительной тематики.

Орнаменты ковров

«Казахские мастерицы издавна знали ткачество. Существует точка зрения, что истоки ворсового ткачества ведут к искусству «аборигенных народов Средней Азии» (парфянских племен, сарматов, аланов и др.). И хотя казахские ковры не стяжали себе такую славу, как, скажем, туркменские, почти каждая хозяйка имела навыки ткачества на горизонтальном ткацком станке ормек, а без различных бытовых предметов, изготовленных на нем, трудно представить себе казахский дом или юрту». Анна Шевцова

Опять же, по словам Узбекали Джанибекова:

«Ковроткачество в степи не было поставлено на производственную основу, работавшую на рынок. Но оно имеет свои давние традиции изготовления ковровых полос – алашы и баскуров, ковровых лент – тангыша, бау, домотканого сукна из верблюжьей шерсти  – шетпена, которые передавались из поколения в поколение».

Эту тему более детально развивает опять же Анна Шевцова:

«Можно выделить две волны, два основных направления заимствования: южно-казахстанское и западноказахстанское, т.е. узбекское и туркменское – соответственно. Об узбекском влиянии здесь говорится в некоторой степени условно, т.к. речь идет, прежде всего, об узбекских туркменах, большую роль в формировании которых сыграли огузы и средневековые туркмены. Казахи Кызылкума Присырдарьинских районов и Южного Казахстана издавна поддерживали тесные экономические и культурные связи с населением Нуратинского района, в том числе с узбеками-туркманами. Почти неотличимы от туркменских ковровых изделий западноказахстанские ковры (племя адай, иначе туркмены-нураты), что вполне объясняется особенностями этнической истории туркменского населения Мангышлака, «оказашенного» в XVIII-XIX вв. Факт заимствования подтверждается еще и тем, что казахские ворсовые ковры не имеют такого композиционного и орнаментального разнообразия, как туркменские. Но меньшая изощренность орнамента, меньшая плотность и тщательность исполнения, некое упрощение форм связаны не с меньшим мастерством, а с подвижным скотоводством как определенным типом хозяйственной деятельности, при котором у мастерицы не было возможности долго оставаться на одном месте (напомним, что самая опытная мастерица, ткавшая весь световой день целый месяц, способна изготовить 1 кв.м ворсового ковра)».

Баскуры (комбинированное кчество) – необычайной красоты и стилизации узорные ленты, стягивающие деревянный каркас юрты по нижнему краю купольных жердей.

Цветовое значение

Структура казахского ковра состояла из несложного обрамления  в виде каймы – корган, коршау (дословно – бордюр) с разделяющими  полосами су (дословно – вода), которые с четырех сторон, обрамляли центральное поле ковра көл (дословно –  озеро).

Это поле состояло из повторяющихся мотивов-розеток геометрического или растительного характера –  кумбез (купол), тобе (окружность), распространенных в присырдарьинских степях, на юге – табак (блюдце) и жулдыз (звезда) и т.д.

Кочевой образ жизни требовал иной подход к созданию ковров. Так появилось безворсовое ткачество. Их шили из отдельных полос – алаша. Ворсовые, наиболее трудоемкие, ковры появлялись на юге Казахстана и в Семиречье, где складывался оседлый и полуоседлый образ жизни. Их развитию способствовал Великий Шелковый Путь и более ранние коммуникации, через который происходили контакты с районами развитого ковроделия – Ирана и Восточного Туркестана. На это указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра – калыклема.

Таким вот чудесным образом происходили взаимовлияния соседствующих культур друг на друга, пишет Узбекали Джанибеков.

Классификация

Выделяют четыре основных вида орнамента:

  • Геометрический, состоящий из фигур — кругов, спиралей, точек, линий, ромбов и др. Он является самым древним видом орнамента и возник ещё в эпоху палеолита.
  • Растительный, который состоит из повторяющихся изображений ветвей, листьев, плодов или целых растений.
  • В зооморфном чередуются изображения животных (мифических или реальных).
  • Антропоморфный орнамент состоит из форм, изображающих людей или полулюдей.

Иногда выделяют ещё тератологический орнамент, то есть изображение предметов культуры, небесных светил. Но эта статья посвящена исключительно антропоморфному орнаменту. Итак, приступим к его описанию.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое — это хорошо забытое старое».

Пейсли

Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.

Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск

Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск — это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.

Дамаск в современном интерьере, Architects Paper, a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.

Искусство украшать жизнь, или Что такое узор

Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Узор — что это такое?

Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?

Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.

Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: это рисунок, части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.

Орнамент

Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.

А зачем они нужны?

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии. В современном европейском мире они не наполнены столь глубоким информационным содержанием, и зачастую мы просто не знаем о том, что такое узор или орнамент, какую смысловую нагрузку они несут. В некоторых восточных странах, например, Индии или Таиланде, орнаменты в сочетании с цветом одежды несут большой объем информации о человеке, его социальном статусе и семье, а узоры, например, в искусстве мехенди, способны изменить судьбу человека.

Классификация по мотивам

Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:

  1. Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
  2. Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
  3. Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
  4. Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.

Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.

Классификация по форме построения

Выделяют следующие виды орнамента:

  • Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
  • Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
  • Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.

Меандр

Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.

Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья

Орнамент — это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его цветовую гамму и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

История

Что такое орнамент, мы поняли, а как же он появился? Первые сведения о нем можно найти в эпоху палеолита. Уже тогда люди поняли, что упорядоченная информация лучше воспринимается человеком. В неолите орнамент начал активно развиваться. Расцвет его происходит совместно с развитием Египетского государства. Именно в ту эпоху люди активно осваивали керамическое искусство. С помощью нитей и тростинок они наносили рисунок на вазы и сосуды. Причем изображения имели сакральный смысл.

Чаще всего украшались не предметы повседневного пользования, а ритуальные изделия. В декорированных кувшинах приносили дары богам и фараонам. В римской империи люди стали изображать на вазах не только геометрический и растительный декор, но и сценки из жизни. Они украшали амфоры и вазоны. История возникновения орнамента неотрывно связана с развитием культуры. Люди украшали одежду не для того, чтобы она выглядела презентабельно, а для того, чтобы умилостивить злых духов.

Со временем орнамент стал нести все меньше смысла. С развитием монистической религии люди перестали придавать символике большое значение. Узоры и орнаменты на посуду наносились только в декоративных целях. Но все равно этот пласт культуры, который до сих пор играет большую роль в развитии искусства.

Геометрические узоры

Популярный тип вышитого узора славянских народов – ромб. Национальная народная вышивка славится изображением ромбов. Это сильный оберег, приносящий счастье и удачу. Символ широко распространен и применяется в вышивании этнической одежды славян.

Украинскими рукодельницами при вышивании всевозможных значимых узоров, часто использовались геометрические рисунки, значение которых обнародовано.

  • Земля и Солнце, дополняющиеся Водой – символы, дающие жизнь всему живому, обозначаются символическими ромбами, которые означают плодородие Земли, нагретой солнечным теплом.
  • Звезды представляют Солнечную систему и Вселенную, отличающуюся порядком и гармонией.
  • Ромб, пересеченный линиями – поле, земельный участок.
  • Ромб с точками в центре – плодородие, оплодотворение.
  • Круг – символика Солнца и согласия.
  • Волнообразные контуры – водные источники.
  • Излучение – благосостояние, благословение небом, сытая жизнь.

Современные узоры

В настоящее время нас по-прежнему окружают орнаменты, хотя их сакральный смысл постепенно забылся. Мы больше восхищаемся внешними формами элементов, красивыми сочетаниями цветов. В моде этнические орнаменты — шотландская клетка, «гусиные лапки», «индийский огурец», дамаск и т. д. Рукодельницы вяжут свитера, варежки и шарфы, используя норвежские зимние узоры (снежинки, олени, звездочки).

Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.

Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие

Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?

Универсальные символы

Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов, населяющих нашу планету. Рассмотрим некоторые из них.

  • Круг изначально связан с небесными светилами: солнцем, луной. Это идеальная форма, символизирующая собой цельность, единство, бесконечность, повторяемость. Как времена года идут друг за другом, так и в жизни все рано или поздно вернется на круги своя.
  • Спираль — это мировой код, в соответствии с которым происходит развитие всего в нашей вселенной.
  • Крест — соединение двух противоположных начал, которые сливаются друг с другом в центре.
  • Ромб — символ плодородия, хорошего урожая и женского начала. Часто его можно увидеть на свадебной одежде невесты.
  • Свастика встречается во всех культурах, очень много таких символов среди русских узоров. Она отображает вращение мироздания вокруг сакрального центра. Свастика символизирует благополучие и созидание.

Виды трафаретов

Трафареты выручают при нанесении повторяющихся сложных мотивов, успешно заменяя ручной труд. Готовые наборы отличаются по сфере применения, и полезно разбираться в их многообразии, чтобы выбрать подходящий вариант. Распространены следующие виды шаблонов:

  • Простые. Наиболее бюджетные комплекты, с набором простых элементов для декора. Они подойдут, если вы хотите изобразить на стене что-то незамысловатое. Как правило, в наборе содержатся многоразовые шаблоны одного размера (например, А4 или А3).
  • Трафареты-обои. Помогают создать имитацию стеновых обоев, Узор совмещается сам с собой двумя способами: по повторам паттерна или по специальным меткам совмещения. Возможности разнообразны: от рисования цветов на стене до абстрактных узоров, затейливой вязи восточных (например, индийских) орнаментов, классических завитков и вензелей.


Трафарет с имитацией обоевИсточник plentymarkets.com


Оригинальное оформлениеИсточник pinimg.com

Круглые. Шаблон может быть выполнен в виде круга или орнамента, который вписывается в круг. Круглые элементы используются для оформления медальона, декора потолка (под люстру) или часового циферблата. Иногда шаблон является четвертью изображения. Если он многоразовый, то используется 4 раза, чтобы получить полный рисунок. Если он одноразовый, надо приобрести 4 штуки.


Круглый орнаментИсточник pinimg.com

Берегиня

Самый сильный оберег в украинской вышивке – вазон с цветами, птичками и Берегиня – волшебный цветок, отмечающийся материнской силой, отражающий сбережение всего рода людского. Украинцы чтят символ берегини, сочетающийся с родной мамой, ее ласковыми и нежными руками. Изображается Берегиня рода людского цветущим растением или женским силуэтом. Это знак исцеления, очищения, защиты. Вышивается красной нитью с добавлением черной. Оттенки красного означают солнце и очищающий огонь.

Интересна история вышивания творческим изображением и значением изумительных орнаментов и знаковых символов. Чернобривцы – целебные цветы, излечивающие душевное переживание и телесные болезни, олицетворяющие любовь к живой природе.

В славянской вышивке применяются узоры, символизирующие Солнце и Воду – силы, поддерживающие земную жизнь. Солнце и Вода – напутствующие символы, подобные восьмигранному цветку. Этот поразительный орнамент, соединяющий стихии, поддерживающие земную жизнь. Знаки воспринимаются солнечной и водной родительской энергетикой. Цветок из восьми углов либо розетка – это Солнце, а скрутившийся уж – Вода.

Резьба по дереву в готике

Дерево – это лучшая альтернатива камню. Резьба по дереву гораздо менее трудоёмка, чем резьба камня. Кроме того, использовать в домашнем интерьере каменные детали в большом количестве не особо функционально. Деревянные изделия и материалы в жилом доме гораздо уместнее, а камень более предпочтителен для монументальных церковных сооружений. Тем не менее в готических церквях деревянная резьба также встречается.

Готические орнаменты на изголовье кровати

Резная готическая мебель – это отдельная самостоятельная отрасль мебельного производства. Готические предметы мебели обычно обильно покрыты традиционными для стиля узорами. Здесь используются всё те же базовые элементы стиля: цветки с лепестками, арочные формы, масверк.

Деревянные панели с готическим орнаментом,

Традиционный элемент отделки стен XIX века – это стеновые панели в половину стены, их называют английскими. Если интерьер отделывается в готическом стиле, то панели имеют характерные орнаменты. Чаще всего – это стрельчатые арочные формы.

Правила расположения

Нанесение орнамента ведется по определенным схемам:

  • Ритм – сменяющиеся рисунки или их части в порядке строгой очередности, может идти в порядке возрастания или убывания. Для него характерно повторение узоров, их наклонность, определенные развороты, пространство между рисунками или мотивами;
  • Повторение – характерные узоры многократно чередуются через равные промежутки. Создает чувство спокойствия, законченности, стройного завершения композиции;
  • Чередование – рисунки и их части располагаются через равные промежутки по длине, ширине или в шахматном порядке. Придает посуде разнообразие, оживляет. Различается по ритмам – одинаковые рисунки или картинки чередуются в контрастном порядке, изменяются по положению (вертикали или горизонтали), изменяются по расцветке, по размеру, происходит наложение элементов.
  • Симметрия – одинаковые узоры или части наносятся по разные стороны от центральной точки, различные композиции – по разные стороны от оси. Все детали узора наносятся соразмерно друг другу, сохраняя пропорции мотива;
  • Несимметричность – картинка располагается обычно в центре (тарелки, подноса), а вокруг наносятся чередующиеся части орнамента;
  • Инверсия – разнообразные элементы и части узора расположены по разные стороны центра или оси, или наносятся в обратном порядке.

Орнамент на посуде обычно располагается:

  1. По краю изделия.
  2. От центра или оси, с постепенным наращиванием композиции.
  3. По центру и краю.

Романский орнамент в манускриптах и живописи

Христос, Мария и Марфа. Евангеларий из Рейхенау. Кон XI в. Берлин, Прусский Государственный музей культурного наследия.

Орнамент в декоре манускриптов, продолжает играть весьма существенную роль, но теперь претерпевает некоторые стилистические изменения. Кельтские традиции органично соединяются с активным византийским и римским началом, образуя новое декоративное целое. Плетёнка в романским орнаменте становится более сложной. Она окончательно превратилась в завиток, в него вплетаются зооморфные мотивы и изображения святых. Манускрипты стали гораздо более живописными. Книжная миниатюра, со времени эпохи Каролингов и Мировингов ( об это было рассказано в предыдущей статье ссылка) получила своё дальнейшее развитие.

Св.Эрхардт во время мессы. Евангеларий аббатисы Уты из Нидермюнстера. Первая четв. XI в. Мюнхен, Баварская государственная библиотека.

Шотландка (тартан)

Формально шотландкой можно назвать любую клетчатую ткань. Шотландцы для обозначения своего клана использовали сугубо одну расцветку, которая несла смысловую нагрузку. Синяя с красным – одна община, зелёная и жёлтая – совсем другая, так что соблюдай дистанцию и уважай коалицию. Английская королева Виктория, именем которой названа целая эпоха, была страстной поклонницей этой суровой страны. Благодаря ей, шотландка (или тартан) уверенно вошла в моду.

Клетку традиционно считают мужским орнаментом, ведь Шотландия – край сдержанных эмоций и суровых пейзажей. Поэтому она приоритетна в кабинетах и детских комнатах для мальчиков-подростков.

Это британский дух и стиль кантри. Безусловно, украсит деревенский дом. Клетчатая скатерть на столе в кухне, такие же портьеры – абсолютная атмосфера уюта, гармонии и намёк на преемственность поколений.

Обои и интерьерные ткани тартан

Ведущие современные дизайнеры, законодатели мод, смело играют с масштабами. Тартан, как гигантская клетка на стенах, выглядит захватывающе и ультрасовременно, но любит высокие потолки и длинные широкие стены. В квартире площадью в 50 метром наклеить обои-гиганты можно. Вопрос только в том, как это будет выглядеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector